Определение и показатели устойчивости
На сайте уже было рассмотрено, как движется автомобиль, причем при действии постоянных в данных условиях силовых факторов.
Движение автомобиля описывается при этом уравнениями движения, составляющими, которых являются силы и моменты сил. Однако, кроме сил, учитываемых уравнениями, движения на автомобиль действуют разнообразные факторы, которые обычно не учитывают вследствие либо их малости, либо случайного характера в сравнении с основными силами. Возмущающими воздействиями являются, например, порыв ветра, неровности дороги и другие. Эти воздействия могут быть как силовыми, так и кинематическими, в некоторых случаях может возникнуть неустойчивость движения или положения автомобиля. Нужно различать 2 вида потери устойчивости, которые происходят в следующих случаях:
- в результате нарушения статического или динамического равновесия при определенных соотношениях сил и реакциях сил, действующих на автомобиль;
- вследствие действия возмущающих факторов, не учитываемых в уравнениях движения.
Первый вид неустойчивости характеризуется опрокидыванием, либо потерей сцепления при повороте, торможении, движении на подъем или с уклона, либо при совместном действии этих факторов. Границы устойчивости определяются в этом случае решением уравнений равновесия относительно тех параметров, которые определяют эти границы. Возмущающие факторы при этом не учитываются.
Второй вид неустойчивости связан с действием на статически и динамически уравновешенный автомобиль возмущающих факторов, в результате чего изменяются параметры движения автомобиля. При действии возмущающих факторов движение автомобиля как любой динамической системы характеризуется переходным процессом, возникающим вследствие нарушения равновесия или изменения параметров движения. Под устойчивостью понимается свойство автомобиля сохранять в заданных пределах независимо от скорости движения и действия внешних сил, инерционных сил и сил тяжести, направление движения и ориентацию продольной и вертикальной оси при отсутствии управляющих воздействий со стороны водителя.
Различают траекторную и курсовую устойчивость: первая характеризуется способностью сохранять направление движения центра масс; вторая — способностью сохранять ориентацию продольной оси автомобиля, следовательно, показателем траекторной устойчивости является сохранение или изменение направления вектора скорости центра масс. А при постоянстве продольные составляющие этого вектора — изменение величины боковой его составляющей. Показателем курсовой устойчивости является изменение угловой скорости относительно оси, перпендикулярной к плоскости, в которой движется автомобиль. В связи с этим можно следующим образом оценивать
траекторную и курсовую устойчивость. Если дополнительная боковая составляющая вектора поступательной скорости и угловая скорость в плоскости дороги, возникшие в следствии какого-либо возмущения непрерывно увеличивается или их изменение носит колебательный характер с увеличивающимися амплитудами, то движение автомобиля будет неустойчивым. Если же с течением времени эти параметры стремятся к нулю, то движение автомобиля устойчиво.
Теория устойчивости движения основывается на математическом аппарате исследования дифференциальных уравнений, разработанным Ляпуновым А. М. Он определил свойства возмущенного состояния системы, заключающейся в тенденции к восстановлению движения, характеризующегося параметрами, которые имелись до возникновения возмущения. Поскольку весьма часто в процессе взаимодействия автомобиля с внешней средой, особенно при криволинейном движении, связано со скоростью и зависит от нее, представляется целесообразным определять и устойчивость движения в зависимости от скорости. Итак, в дальнейшем скорость, при которой автомобиль теряет устойчивость будем называть критической скоростью Vкр. Отклонение автомобиля от заданной траектории, а его продольной оси от заданного направления за счет упругости и проскальзывания отдельных элементов шин допустимо, но если весь автомобиль или его отдельные части скользят, перемещаясь в боковом направлении, то это уже является предельным случаем потери устойчивости.
Такая потеря устойчивости называется заносом. Потеря устойчивости положения автомобиля относительно продольной и поперечной оси параллельных опорной плоскости называется опрокидыванием автомобиля относительно этих осей.
|