Влияние условий эксплуатации на износ и долговечность машин
В процессе эксплуатации тракторов и автомобилей их техническое состояние непрерывно изменяется.
В результате этих изменений ухудшаются технико-экономические показатели работы этих машин: снижается мощность, увеличивается расход топлива и масел, растет число простоев из-за отдельных поломок (отказов).
Основные причины ухудшения технического состояния автомобилей — это нарушение начальных регулировок, ослабление креплений в соединениях и изменение зазоров и натягов в сопряжениях в результате износа деталей.
Правильная и своевременная регулировка механизмов машины исключительно важна.
Так, уменьшение угла опережения впрыска топлива на 2° или увеличение его на 5...6 против нормального для дизельного двигателя снижает мощность на 2,2 кВт и увеличивает расход топлива на 27 г/кВт-ч.
Своевременная и правильная регулировка зазора в клапанах предупреждает снижение мощности на 1,5...3 кВт и перерасход топлива на 19...22 г/кВт-ч.
Нарушение зазоров между подшипниками и шейками коленчатого вала двигателя, зубьями конических шестерен, осевого зазора в конических и радиального в шариковых и роликовых подшипниках, а также нарушение (увеличен) зазоров в гладких сопряжениях (детали шатунно-поршневой группы, плунжерные пары, пальцы звеньев гусеницы и др.) приводят к падению полезной мощности, перерасходу топлива и к снижению коэффициента полного действия трактора или автомобиля.
Ослабление крепления соединений вызывает дополнительную вибрации: динамические нагрузки на детали, а также нарушение соосности между отдельными агрегатами. Например, нарушение соосности в тракторах между коленчатым валом двигателя и первичным валом коробки передач, валом заднего моста и ведущими шестернями сопровождается повышенным нагревом и быстрым разрушением деталей этих сопряжений.
Условия, значительно влияющие на износ деталей и узлов автомобиля — это температура окружающего воздуха, качество применяемого топлива и смазочных материалов, состав почвы, равномерность нагрузки в процессе работы, своевременность и качество выполнения технического обслуживания и эксплуатационных ремонтов.
Запуск не прогретого двигателя и работа при пониженной температуре увеличивают износ всех сопряжений в несколько раз. Поэтому двигатели перед запуском необходимо прогревать, а полную нагрузку можно давать только после прогрева на газу до нормальной температур.
В холодное время года необходимо применять топливо и смазочные материалы пониженной вязкости и с соответствующими присадками, рекомендуемыми техническими условиями.
Применение топлива и смазочных материалов, не соответствующих усмотренными техническими условиями для трактора данной марки, или нарушение температурного режима неизбежно вызывают повышенный износ деталей. Так, работа двигателя при пониженной температуре влечет за собой износ деталей шатунно-поршневой группы, в десятки раз большие, чем при работе в нормальных условиях. Износ деталей двигателя при работе на топливе с содержанием серы до 0,8% и температуре охлаждающей жидкости 35°С в 4 ; выше, чем при работе на этом же топливе, но при температуре охлаждающей жидкости 70°С .
Чтобы избежать повышения износа деталей, применяют топливо с соответствующими присадками, а двигатель утепляют различными устройствами Исключительно важно предъявлять высокие требования к чистоте топлива и смазочных материалов, т. е. освобождать их от механических примесей которые повышают износ деталей в несколько раз.
Износ деталей машин, особенно ходовой части автомобилей, при работе на песчаных почвах с большим содержанием кварцевых частиц в несколько раз выше, чем на черноземах.
Запыленность окружающего воздуха также вызывает ускоренный и поршневой группы двигателя и других деталей. Поэтому в местах с повышенной запыленностью необходимо особенно тщательно следить за исправное воздухоочистителя, фильтров, сальников и других уплотнений.
Частые перегрузки автомобиля при работе видный износ и усталостное разрушение.
Частая разборка и сборка сопряжении без необходимости и обезличивание деталей при технических обслуживания и текущих ремонтах также повышают износ и снижают долговечность узлов и агрегатов машин.
|