19.03.2024 г.
   
Авто мойка автомобиля
Машина как дорогая женщина, требует особого внимания. Любит, чтобы за ней ухаживали, постоянно чистили и мыли и «не спускали с нее глаз». Подробнее...
Встреча с инспектором ГАИ
Как говорят водители, самое неприятное, что может случиться на дороге, оказывается не пробой колеса или разбитие стекла, а встреча с сотрудником... Подробнее...
.

Влияние смазки на износ деталей

При рассмотрении вопроса о трении и износе неоднократно подчеркивалось, что одним из наиболее эффективных мероприятии по борьбе с износом является смазка.

Износ деталей при наличии между ними смазки в значительной мере зависит от свойств смазочного материала, режима смазки, качества защитных устройств, препятствующих проникновению в соединение абразивных частиц.

В соединениях трущихся деталей смазка выполняет несколько функций:

уменьшает изнашивание за счет изменения вида трения, удаления с поверхностей трения продуктов износа, защиты соединения от проникновения в зазоры абразивных частиц из внешней среды, отвода тепла от поверхностей трения; снижает потери мощности на трение, предохраняет поверхности трения от коррозии.

Основными свойствами, определяющими качество масел, являются: вязкость, маслянистость, процентное содержание кислот, щелочей и механических примесей.

Вязкость характеризует внутреннее трение, проявляющееся в сопротивлении, оказываемом жидкостью перемещению ее. Масла должны обладать вязкостью, достаточной для образования масляной пленки между деталями, взаимно перемещающимися при работе. Повышенная вязкость масла в соединениях с жидкостным трением облегчает образование такой масляной пленки. Из этого, однако, не следует делать вывод, что всегда следует применять более вязкие масла. Зазоры соединений рассчитаны на применение масел определенной вязкости, поэтому повышенная вязкость может явиться причиной недостаточного поступления масла к трущимся поверхностям и увеличения потерь на трение.

Рекомендуется применять масла повышенной вязкости (против указанных в инструкциях) только при значительном увеличении зазоров в соединениях вследствие износа деталей. Пониженная вязкость, как правило, приводит к увеличению износа, так как при этом условии процесс «всплывания» вала ухудшается. Такие масла применяют в новых и вышедших из капитального ремонта двигателях внутреннего сгорания в период их обкатки, так как они легче проникают в небольшие зазоры.

При выборе масел для смазки машин необходимо учитывать температуру окружающей среды, в которой работает машина. Так, например, летом применяют более вязкие масла, чем зимой. Следует также учитывать, что вязкость масла не является  величиной постоянной она изменяется в зависимости от температуры его нагрева. С повышением последней вязкости масла уменьшается. В настоящее время с помощью сложной композиции присадок созданы все сезонные масла, применяющиеся в автомобильных двигателях.

При отсутствии масел, рекомендуемых картами смазки, можно производить замену смазочных материалов другими видами масел. В таких случаях должно быть соблюдено условие: вязкость заменителя должна быть примерно одинаковой с вязкостью основного сорта смазки. Заменитель рекомендованного масла для двигателей внутреннего сгорания и компрессоров кроме вязкости должен отвечать и другим требованиям: температуре вспышки, температуре застывания, зольности масла.

Маслянистость является весьма важной характеристикой для масел, применяемых в соединениях, работающих без жидкостного трения. Маслянистость или липкость масла способствуют разъединению трущихся поверхностей и препятствует  выдавливанию смазки из зазоров между ними. Естественно, что чем выше маслянистость масла, тем меньше износ поверхностей, которые этим маслом смазываются.

Маслянистостью в определенной степени обладают все  масла минерального, так и растительного происхождения. Большей маслянистостью обладают растительные масла, однако высокая стоимость ограничивает их применение.

В настоящее время для смазки машин и механизмов применяют  почти исключительно минеральные масла, получаемые из нефти. Маслянистость этих масел увеличивают путем добавки к ним специальных присадок. Высокую маслянистость имеют масла, содержащие смолы (не прошедшие очистку), а также остаточные масла (нигрол, полугудрон). Применять такие масла в циркуляционных системах смазки нельзя так как они образуют осадки и эмульсии, закупоривающие масляные каналы.

По содержанию кислот и щелочей смазочные материалы должны быть нейтральными. Однако при очистке некоторых масел имеющаяся в них кислота нейтрализуется не полностью. Присутствие кислот в масле вызывает коррозию металла и ускоряет износ деталей. Небольшое количество щелочей в смазки оказывает заметного влияния на износ деталей, но вызывает потемнение трущихся поверхностей, изготовленных из цветных металлов.

Механические примеси попадают в масла при их транспортировании и хранении, а также при работе машин в запыленных условиях. К механическим примесям следует отнес-

Ти продукты износа, появляющиеся в масле в процессе работы машины. Содержание механических примесей в масле недопустимо, так как это ускоряет изнашивание деталей. Для уменьшения вредного влияния механических примесей в циркуляционных системах смазки устанавливаются масляные фильтры и производится своевременная замена загрязненного масла. В условиях строительных площадок автомобилей работают при большой запыленности воздуха, поэтому особое внимание следует уделять предупреждению попадания в масло пыли и влаги при его хранении и заправке, а также содержать в исправном состоянии уплотнительные устройства, так как в образующиеся зазоры из окружающей среды могут попадать пыль грязь и влага, ухудшающие качество масла.

При эксплуатации автомобиля наряду с минеральными маслами широко используются консистентные смазки, представляющие собой смеси минерального масла с 10 — 20% мыло, выполняющего роль загустителя. В зависимости от сорта загустителя консистентные смазки подразделяются на кальциевые (солидолы), натриевые (консталины) и кальциево-натриевые (смазка 1 — 13).

Солидолы содержат до 3% воды. Они влагоустойчивы и могут быть использованы для смазки деталей, соприкасающихся с водой, или не защищенных от попадания атмосферной влаги и не подверженных значительной нагрузке и нагреву.

Консталины более тугоплавки, но от воды расслаиваются, поэтому их целесообразнее применять для смазки соединений, защищенных от сырости, сильно нагруженных и подверженных нагреву.

Консистентные смазки используют для смазывания подшипников скольжения и качения в тех случаях, когда жидкая смазка плохо в них удерживается или при работе в пыльной среде, а также когда доступ к ним затруднен. Кроме того, эти смазки применяют для смазывания открытых зубчатых и цепных передач. Они хорошо заполняют все зазоры и препятствуют прониканию пыли и влаги из внешней среды к местам трения. Для того чтобы предупредить износ и поддержать чистоту трущихся поверхностей, необходимо периодически обновлять смазку путем - продавливания ее с помощью колпачковых масленок и шприцев.

Игольчатые подшипники смазывают минеральными маслами,так как при применении консистентных смазок они быстро выходят из строя. Для смазки зубчатых колес, открытых подшипников, цепей элеваторов, рессор и других неточных механизмов в условиях небольших скоростей и повышенных нагрузок применяют графитную мазь. Для ее получения солидол смешивают с 10% порошкообразного графита.

Смазка стальных тросов производится канатной-мазью, со- стоящей из высоковязких нефтяных продуктов (масляный гудрон, технический вазелин) с добавкой канифоли, графита и озокерита. Эта смазка наносится в подогретом виде в сухую, не очень холодную погоду. Регулярное применение смазке и уменьшает внутреннее трение в тросах возникающее в следствии взаимного скольжения прядей, и предохраняет их от коррозии. На долговечность работы подшипников  большое влияние оказывает форма и расположение смазочных канавок. Основные правила подвода смазки и расположения смазочных канавок сводятсятся к следующему.

  1. В быстроходных подшипниках, работающих в условиях жидкостного трения, смазку следует подводить к ненагруженной зоне в месте наибольшего зазора. Канавки вырубают в продольном направлении по обе стороны от смазочного отверстия так чтобы они не доходили до краёв подшипника на 12-15мм в местах соединения вкладышей следует снять фаски образующие вспомогательные резервуары, способствующие распределению смазки вдоль подшипника.
  2. В подшипниках, работающих при полужидкостном трении, отверстия для подвода смазки продольную маслоразводящую канаву желательно распологать со стороны набега вала. Канавки, перекрёстные или сходящиеся к центру подшипника делать не рекомендуется .

Устройство смазочных канавок на нагруженной  части поверхностей вкладышей подшипников жидкостного и полужидкостного трения не допускается, так как это вызовет снижение давления в масленом клине образующемся при вращении.

  1. В подшипниках, вращающихся вокруг неподвижной цапфы, маслоподводящее отверстие следует распологать в цапфе с подачей масла в не нагруженную зону В этих случях маслораспределительный канавки делают на поверхности шейки вала с соблюдением тех же условий  что и при подводе смазки через подшипник.
  2. В подшипниках, работающих на консистентных смазках при небольших скоростях и больших нагрузках, а также при качательном движении вала, допускается применение смазочных канавок в нагруженной части ближе к зоне давления.
  3. В вертикально расположенных подшипниках распределительную канавку следует располагать у верхнего конца вкладыша, придавая ей кольцевую форму, чтобы вытекающее из нее масло, стекая вниз, равномерно смазывало всю рабочую поверхность вкладыша. Кольцевые распределительные канавки применяют также в тех случаях, когда нагруженная зона вкладыша перемещаются по мере вращения вала.

Общими для всех типов подшипников должны быть следующие правила:

  • а) нельзя допускать прорезания канавок «на проход», так как это приведет к бесполезному выдавлеванию смазки за пределы подшипника;
  • б) распределительные канавки не должны соединять поверхности подшипника с различным гидродинамическим давлением;
  • в) острые края канавок и фасок должны быть обязательно сглаженной а углы закруглённые чтобы масло не снималось с вращающейся шейки.
  • г) распределительные канавки для консистентных смазок должны быть несколько шире канавок, применяющихся при жидкостной смазки так как они одновременно служат резервуаром для смазки при его периодической подачи масла.

Соблюдение этих правил обеспечит работу соединений с меньшими потерями на трении уменьшит износ и расход энергии.

 
.
© 2009-2019 www.nashyavto.ru

Использование любых материалов сайта возможно только с разрешения администрации nashyavto.ru