Методы определения величины износа деталей машины
Согласно классификации , современные способы определения величины деталей машин следующие: интегральный, суммарный метод микрометража и метод определения местного линейного износа.
Интегральный метод - определение величины износа деталей по изменению «служебных свойств» соединений которые они образуют. Так, например, поршневые кольца в двигателях внутреннего сгорания предназначены для предупреждения пропуска газов в соединении поршень - цилиндр.
Следовательно, об износе поршневой группы можно судить по изменению компрессии и пропуску газов в картер двигателя. Этот износ может также характеризоваться расходом масла, который увеличивается по мере износа деталей поршневой группы.
В гидросистемах и системах смазки машин, работающих под давлением, одновременно с ростом зазоров в соединениях увеличивается расход масла и падает давление. В соединениях такого типа за критерий износа можно принять процент утечки рабочей жидкости и падение давления в системе.
Суммарный метод объединяет следующие приемы определения износов:
- а) последовательное взвешивание деталей до и после износа: результат износа определяется по изменению веса, который затем переводят в линейные величины;
- б) периодическое определение железа (продуктов износа )смазке путём химического анализа отработанной смазки;
- в) способ “меченых атомов”, основанный на использовании радиоактивных изотопов сурьмы, вольфрама и кобальта, вводимых в поверхностный слой металла, подверженного износу.
Наибольшее распространение имеет способ непосредственного измерения деталей (способ микро метража) как наиболее простой и доступный в условиях эксплуатации и ремонта машин.
Сущность способа заключается в сравнении размеров детали, полученных при ее измерении до и после изнашивания. Определение износа деталей этим методом требует большой затраты времени и сопряжено с некоторыми неточностями.
Проф. М. М. Хрущов и канд техн. наук Е. С. Беркович предложили оригинальный метод определения величины износа по изменению размера специального углубления заданной формы заранее сделанного на поверхности трения. Углубление на поверхности трения наносится вдавливанием в нее специальной призмы или вырезанием лунки, канавки или выточки.
Линейная величина износа устанавливается расчетом на основе данных об изменении размера и формы углубления, сделанного до износа.
|