Неисправности машин и их выявление
О нормальной работе машины судят по его техническим показателям. В зависимости от назначения машины эти показатели могут быть различными.
Например, показателем нормальной работы компрессора или насоса является бесперебойная подача в магистраль определенного количества сжатого воздуха или жидкости под требуемым давлением. Всякое отклонение этих показателей от нормальных рабочих характеристик свидетельствует о наличии той или иной неисправности в машине.
Неисправности могут возникать. вследствие износа деталей или нарушения регулировки машины на данный вид работы. В первом случае неисправность может быть устранена восстановлением или заменой изношенных деталей новыми, а во втором - обычной регулировкой.
Вопросы, связанные с устранением неисправностей, вызванных нарушением регулировки машин, освещены в заводских инструкциях.по уходу за ними. Поэтому ниже рассматриваются только неисправности, вызванные износом.
Изменение рабочих характеристик машины происходит вследствие нарушения нормального состояния поверхностей сопрягаемых деталей.
В условиях эксплуатации очень важно своевременно обнаружить износ сопряжений без разборки машины и измерения величины износа.
Внешний осмотр позволяет установить изношенность доступных для осмотра соединений путем опробования на ощупь величины зазоров между поверхностями сопрягаемых деталей. Так, например, зазор в 0,05 — 0,1 мм и выше можно определить покачиванием деталей относительно друг друга. Зазоры менее 0,05 мм покачиванием нельзя обнаружить, но при таких зазорах возможно свободное перемещение одной смазанной детали относительно другой. Внешним осмотром можно также обнаружить дефекты резьбовых, шпоночных шлицевых соединений, подтекание масла, воды, топлива, погнутость деталей, определить прочность и надежность крепления узлов.
Опрос обслуживающего персонала позволит выявить неисправности, проявляющиеся при работе машины на разных режимах.
При выслушивании опытный механик по характеру шума может определить наличие неисправностей в работе зубчатых колёс, втулок, пальцев и других деталей. Выслушивание машины производят с помощью стетоскопа металлического стержня с фибровым наушником. Острие стержня прикладывают к ослушиваемому предмету так, чтобы путь звука от сопряжения к стетоскопу был наименьшим и проходил через металлические стенки.
Шум в зубчатых передачах — признак износа профиля зубьев. При нормальной работе шарикоподшипников слышно равномерное жужжание, при износе возникают сильные шумы. Свистящий шум указывает на то, что в подшипнике нет смазки, или что шарики или ролики защемлены между беговыми дорожками колец. Гремящий шум и стуки в подшипниках свидетельствуют о появлении износа шариков или беговых дорожек, а также о попадании грязи или износе сепаратора. Глухие и резкие толчки при изменении направления вращения свидетельствуют об износе шпоночных и шлицевых соединений.
По степени нагрева (на ощупь) можно проверить ра6оту подшипников и других трущихся деталей. Нормальная рабочая температура большинства соединений, работающих при трении скольжения, редко превышает 30 — 50'С. Температура нагрева выше 70' С свидетельствует о наличии неисправностей. Проверку соединении на нагрев производят сразу же после остановки машины.
Повышенный нагрев шарикоподшипника свидетельствует об отсутствии смазки, наличии защемления шариков или о чрезмерно тугой посадке колец подшипника на валу или в корпусе. Однако определение неисправностей описанными выше методами дает только приближённое представление о состоянии детали.
Поэтому основным методом является контроль величины износа деталей машин.
|