Разрушения деталей и меры их предупреждения
Кроме изнашивания, проявляющегося при трении, детали машин подвержены и другим видам разрушения.
Виды разрушения: усталостному, коррозионному, потерям упругости или намагниченности, образованию нагрева и накипи.
Усталостное разрушение проявляется в виде трещин и поломок деталей от длительного воздействия повторно-переменных нагрузок. Вначале возникают микроскопические трещины, которые затем развиваются в глубь детали, охватывая значительную часть сечения, и, если такую деталь своевременно не заменить, наступает ее поломка, часто приводящая к крупным авариям. Усталостному разрушению подвергаются оси, валы, шатуны, шатунные болты, шестерни и др.
Усталостную прочность деталей повышают пескоструйной или дробеструйной обработкой, накаткой роликом или наклепом молотком (пружины, листы рессор), а также тщательной обработкой поверхности и установлением правильных радиусов перехода от одного сечения детали к другому.
Снижению усталостного разрушения способствует правильная сборка, совокупность узлов и агрегатов. Особенно большое значение имеет обнаружение начальных усталостных трещин деталей при ремонте.
Коррозия — это поверхностное разрушение металла детали вследствие его окисления. Процесс разрушения протекает самопроизвольно в результате химического и электрохимического взаимодействия металла с окружающей средой. Поэтому коррозионному разрушению подвержены машины, работающие и неработающие, причем последние в большей степени.
Химическая коррозия возникает от химического взаимодействия металла с газами, растворами кислот, солей и щелочей, которые всегда, имеются в окружающей среде — это влага, углекислый газ, кислород и др. В результате такого взаимодействия на поверхности металла образуется рыхлый хрупкий слой окислов железа — ржавчина, которая значительно снижает долговечность деталей.
Электрохимическая коррозия появляется в местах контакта двух разнородных металлов, образующих гальваническую пару. При взаимодействии в месте такого контакта растворов солей и кислот (электролита) возникает электролитический процесс, при котором разрушается более активный металл, занимающий левое положение в электрохимическом ряду.
Коррозионному разрушению подвержены кабины и оперение тракторов и автомобилей, поверхности рам, корпусных и других деталей.
Меры предупреждения коррозионного разрушения — тщательная окраска покрытие поверхностей деталей антикоррозионными составами и смазками а наиболее ответственных деталей — хромом, цинком, алюминием и другими металлами, стойкими против коррозии.
Электроэрозионное разрушение возникает в результате воздействия искровых электрических разрядов на поверхности деталей. Такие повреждения характерны для контактов прерывателей магнето и распределителей, электроде свечей, коллекторов генераторов и стартеров.
Электроэрозионное разрушение деталей увеличивается при ослаблении усилия и ухудшении плотности прилегания контактируемых поверхностей, а также при нарушении или неправильной регулировке искровых промежутков между контактами.
Деформация деталей проявляется в искажении всего геометрического контура детали: изгибе, скручивании, короблении или одновременно всех этих видов. Остаточные деформации возникают под действием ударных или периодически изменяющихся (циклических) нагрузок и температуры. Этому вид неисправностей подвержены многие детали тракторов и автомобилей: шатун! Коленчатые и распределительные валы, рамы, передние оси автомобилей, вал и оси трансмиссии, вилки переключения передач и др.
Основная причина повышенной деформации деталей — неумелая или не правильная эксплуатация машин и несвоевременное или недоброкачественное проведение технического обслуживания, что вызывает работу отдельных узлов и агрегатов машины с перегрузкой и нарушением теплового режима.
Потеря упругости пружин, рессор, торс ионных валов, поршневых колец других деталей вследствие динамических нагрузок и теплового воздействия нарушает нормальную работу агрегатов и часто вызывает полную потерю работоспособности машин.
Основная причина преждевременной потери или снижения упругости — это работа с перегрузками и нарушением теплового режима агрегатов.
Потеря намагниченности якорей генераторов переменного тока и роторов магнето нарушает нормальную работу этих агрегатов и машины в целом. Причиной потери намагниченности служат сотрясения, удары, повышенный нагрев и недоброкачественный уход за этими агрегатами.
Образование накипи и нагара на деталях в значительной степени ухудшив отвод тепла и нарушает тепловой режим агрегатов, в результате чего повышаются износ и другие разрушения многих деталей.
Накипь — это отложения малорастворимых солей кальция, магния и других элементов на внутренних поверхностях деталей системы охлаждения двигателей. Теплопроводность накипи 50...100 раз ниже металла. Поэтому неравномерное отложение накипи, кроме ухудшения отвода тепла, вызывает неравномерный нагрев деталей, в результате чего образуются коробление и трещин головок блока и других деталей.
Нагар — это твердые и прочные углеродистые отложения, образующиеся на деталях в результате неполного сгорания топливо-смазочных материалов или соприкосновения их с поверхностями сильно нагретых деталей. Образование нагара на поверхности камеры сгорания, клапанах, днище поршня и свечах карбюраторных двигателей резко снижает их мощность, повышает расход топлива и часто вызывает детонацию (преждевременное воспламенение рабочей смеси от раскаленных, точек нагара). Образование нагара на соплах форсунок дизельных двигателей ухудшает качество распыла, вызывает перегрев и заедание иглы распылителя, в результате чего нарушается нормальная работа двигателя.
Отложение нагара на деталях так же, как и накипи, резко снижает отвод тепла от деталей, что ведет к их перегреву, короблению, образованию трещин и других дефектов.
Чтобы снизить возникновение неисправностей от этих причин, необходимо тщательно очищать детали от накипи и нагара при ремонте машин и соблюдать правила технической эксплуатации: заправлять систему охлаждения дистиллированной или умягченной водой, применять топливо-смазочные материалы, установленные техническими условиями для машины определенной марки.
|