Надежность автомобилей
Работоспособное состояние (работоспособность) — состояние фактора (автомобиля), при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
Заданными параметрами могут быть мощность двигателя, расход топлива или масла я др.
Неработоспособное состояние (неработоспособность) — состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям, установленным нормативно-технической документацией,
Исправное состояние (исправность) — состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Неисправное состояние (неисправность) — состояние трактора (автомобиля), при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией.
Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособности автомобиля.
Наработка — продолжительность или объем работы автомобиля. Наработку можно измерять в часах, километрах, гектарах и других единицах. В процессе эксплуатации различают суточную или сменную, месячную, годовую наработку, наработку до первого отказа или между отказами, межремонтную и т. п.
Технический ресурс (ресурс) – наработка автомобиля от начала эксплуатации или ее возобновления после капитального ремонта до наступления предельного состояния.
Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации 1РК (автомобиля) от ее начала или возобновления после капитального ремонта до наступления ремонтного состояния. Нельзя путать срок службы с ресурсом. Например, ресурс двух тракторов одной марки одинаков, а срок службы их будет разным, если один из них будет работать в две смены, а другой в одну.
Показатели надежности. Для оценки надежности автомобиля или другого объекта используются единичные и комплексные показатели надежности.
Единичные показатели надежности следующие.
Вероятность безотказной работы, наработка на отказ, средняя наработка до отказа, интенсивность отказов и параметр потока отказов этими показателями оценивают безотказность работы объекта.
Гамма-процентный ресурс (срок службы), средний ресурс (срок службы), средний ресурс (срок службы) между капитальным ремонтом и средний ресурс (срок службы) до списания служат для оценки долговечности.
Гамма-процентный ресурс (или срок службы) — это наработка (или календарная продолжительность эксплуатации), в течение которой (которого) этот (автомобиль) не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью у процентов.
Вероятность восстановления в заданное время и среднее время восстановления работоспособности автомобиля — показатели для оценки ремонтопригодности.
Средний срок сохраняем ости и гамма процентный срок сохраняем ости — единичные показатели сохраняем ости. Последний показывает срок сохраняем ости, который будет достигнут автомобилем с заданной вероятностью у процентов.
Комплексные показатели надежности. Для более полной, оценки надежности применяют комплексные показатели — такие, как коэффициенты готовности, технического использования, оперативной готовности, средние суммарные и удельные суммарные трудоемкости и стоимости технического обслуживания и ремонта.
Единичные и комплексные показатели надежности определяются опытным путем. Для этого в заданных условиях или зонах страны проводят испытания большой партии автомобилей с фиксацией всех показателей (наработки, отказов, неисправностей и т. д.). После математической обработки опытных данных получают количественные значения необходимых показателей.
В практических условиях наиболее часто .определяют коэффициенты готовности и технического использования.
Коэффициент готовности К-г — это вероятность того, что автомобиль окажется работоспособным в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых его использование по назначению не предусматривается. Этот коэффициент характеризует одновременно два различных свойства — безотказность и ремонтопригодность. Количественно коэффициент готовности определяют по формуле:
Кr=Т0/Т0+Тв
- То — среднее время безотказной работы за определенный период (наработка на отказ);
- Та — среднее время, затраченное на восстановление работоспособности машины за этот же период эксплуатации, т.е. среднее время на отыскание и устранение отказов.
Коэффициент технического использования Ки определяют отношением суммарного времени пребывания испытываемых автомобилей в работоспособном состоянии (суммарной наработки) за определенный период эксплуатации к сумме этой наработки, и времени простоя, затраченного на техническое обслуживание и ремонт за тот же период эксплуатации.
Коэффициент технического использования определяют по формуле:
Ки=t сум/tсум+tрем+tобс
- Где tсум— суммарная наработка всех объектов;
- tрем — суммарное время простоев из-за планового и внеплановых ремонтов всех объектов;
- tобс — суммарное время простоев из-за планового и внепланового технического обслуживания всех объектов.
Коэффициент технического использования наиболее полно характеризует надежность машины, так как учитывает затраты времени в процессе проведения технического обслуживания, ремонта и устранения отказов всех видов.
Практика показывает, что капитально отремонтированные автомобили имеют надежность ниже новых. Поэтому испытания для определения показателей надежности проводят раздельно с группой новых машин и капитально отремонтированных, а также раздельно по машине каждой марки. Показатели будут тем достовернее, чем больше машин будет в группе.
|